Русский / English

Публикации

Обязанности обособленных подразделений юридических лиц (филиалов, представительств) по уплате налогов в соответствии с их налоговым статусом

1. Гражданско-правовой и налоговый статус обособленных подразделений юридических лиц

Существует два вида обособленных подразделений юридических лиц. В соответствии с п.1 ст.55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Пункт 2 ст.55 ГК РФ говорит о том, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Полномочия руководителя филиала определены в доверенности, на основании которой он действует; выход за пределы этих полномочий не допускается. Сделка, совершенная руководителем филиала в превышение его полномочий, может быть признана судом недействительной (ст.174 ГК РФ).

Представительства и филиалы в обязательном порядке должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ч.3 п.3 ст.55 ГК РФ); в случае если состав или количество обособленных подразделений юридического лица изменяется, в его учредительные документы должны быть внесены соответствующие изменения.

Таким образом, основной гражданско — правовой характеристикой обособленного подразделения юридического лица является формальное закрепление его статуса в учредительных документах юридического лица. Другими словами, если юридическое лицо имеет намерение создать обособленное подразделение вне места своего нахождения, оно может внести соответствующие изменения в свои учредительные документы, отразив в них наличие обособленного подразделения, однако это обособленное подразделение может так и не начать свою деятельность в связи с различными причинами. В этом случае обособленное подразделение будет считаться созданным с точки зрения ГК РФ, а также иных нормативных актов гражданского законодательства.

В части первой НК РФ содержится совершенно иное определение обособленного подразделения юридического лица. В соответствии с абз.18 п.2 ст.11 части первой НК РФ обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно — распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как видим, наличие каких бы то ни было внутренних документов, регулирующих деятельность обособленного подразделения организации (юридического лица), совершенно не обязательно для признания его таковым с точки зрения налогового законодательства. Более того, в соответствии с абз.16 п.2 ст.11 части первой НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Деятельность обособленного подразделения считается деятельностью организации (юридического лица) в целом, однако основной акцент делается на то, что обособленное подразделение организации считается созданным, если эта организация осуществляет деятельность вне места своего нахождения, указанного в учредительных документах, посредством создания стационарных рабочих мест. При этом определения рабочего места в законодательстве не содержится, поэтому стационарным рабочим местом может быть признано любое помещение, производственная мощность и иные объекты, с помощью которых можно осуществлять ту или иную деятельность в течение более чем одного месяца.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что определения обособленного подразделения юридического лица, данные в гражданском и налоговом законодательстве, отличаются настолько, что возможна такая ситуация, когда в учредительных документах юридического лица указаны определенные обособленные подразделения, но по месту их нахождения не осуществляется никакой деятельности и не создано стационарных рабочих мест, в силу чего они не признаются обособленными подразделениями с точки зрения налогового законодательства.

2. Обязанности обособленных подразделений юридических лиц по уплате налогов

В соответствии с ч.2 ст.19 части первой НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Таким образом, обособленные подразделения юридических лиц не являются самостоятельными налогоплательщиками, они лишь исполняют их обязанности по уплате налогов на той территории, на которой находятся.

Очевидно, что речь идет об уплате налогов, которые вытекают из собственной деятельности обособленного подразделения, а не организации в целом, причем только местных и региональных налогов, а также частей федеральных налогов, которые платятся в бюджет субъекта РФ (налог на добавленную стоимость), за исключением налога на прибыль, поскольку финансовые результаты (прибыль, убыток) формируются по организации в целом. Для того чтобы составить консолидированный баланс по организации в целом обособленное подразделение должно вести отдельный баланс по своей деятельности, на основании которого и составляется консолидированный баланс организации.

3. Дополнительные обязанности юридического лица, имеющего филиалы или представительства

В соответствии с абз.4 п.2 ст.23 части первой НК РФ организация обязана письменно сообщить налоговому органу по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации. Для того чтобы определить, создано обособленное подразделение или нет, нужно обратиться к определению, которое дано в части первой НК РФ, поскольку в данном случае речь идет об обязанностях организации как налогоплательщика. Пункт 1 ст.83 части первой НК РФ говорит о том, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений.

Таким образом, постановке на налоговый учет подлежит сама организация как налогоплательщик по месту нахождения ее обособленных подразделений, а не каждое обособленное подразделение в отдельности. В соответствии с п.4 ст.83 части первой НК РФ при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

4. Ответственность обособленных подразделений за несоблюдение налогового законодательства

Прежде всего хотелось бы отметить, что ответственности за несоблюдение налогового законодательства подлежат сами организации как налогоплательщики, в том числе и за действия своих обособленных подразделений.

Пунктом 1 ст.116 части первой НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Такие действия влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Напомним, что срок постановки организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения составляет один месяц с момента его создания (п.4 ст.83 части первой НК РФ).

В случае, если налогоплательщик нарушил установленный срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней, то он подлежит ответственности в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. (п.2 ст.116 части первой НК РФ).

Согласно п.1 ст.117 части первой НК РФ уклонение от постановки на учет в налоговом органе, то есть ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (в том числе и через обособленное подразделение), влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

Согласно п.2 ст.117 части первой НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Кроме указанных выше правонарушений организации на общих основаниях несут ответственность за неправильный учет доходов и расходов, исчисление и уплату налогов, связанных с деятельностью их обособленных подразделений, а также ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации или ее неправильное заполнение.

Отдельно следует остановиться на ответственности руководителя обособленного подразделения. Руководитель обособленного подразделения, действующий на основании доверенности, несет ответственность за все финансово — хозяйственные операции, которые совершаются за его подписью, в случае если он не выходит за пределы полномочий, указанных в доверенности.

Руководители обособленных подразделений несут ответственность за действия организации, осуществляемые через конкретное обособленное подразделение в месте его нахождения. Эта ответственность может быть административной (п.12 ст.7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации") за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения, а также отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка и искажение бухгалтерских отчетов, непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, — в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Кроме этого, на руководителя обособленного подразделения организации может быть наложена и уголовная ответственность.

Пункт 1 ст.199 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ предусматривает ответственность организации за уклонение от уплаты налогов. По этой статье к ответственности может быть привлечен руководитель обособленного подразделения организации за следующие действия: уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере. В данном случае предусмотрено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до четырех лет.

По п.2 ст.199 Уголовного кодекса РФ то же деяние (уклонение от уплаты налогов), совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст.199, а также ст.ст.194 или 198 Уголовного кодекса Российской Федерации;
в) неоднократно;
г) в особо крупном размере, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В соответствии с примечанием к ст.199 Уголовного кодекса РФ уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

«Консультант Бухгалтера», N 12, 1999 11 марта 2010 Все публикации
Россия, 119331, г. Москва,
ул. Марии Ульяновой, д. 17, корп. 1
Адвокатская палата Московской области.
НП Коллегия адвокатов «Ладов и Войтович»
Юридические услуги и консультации

Copyright © 2010, ЗАО «Геральдин». Все права защищены.